Самые красивые станции санкт-петербургского метрополитена.

                                                                                                                              "Ленинградская ночь застыла в фазе луны,
                                                                                                                                И с вечерней смены едет гордость нашей страны,
                                                                                                                                Их везет домой метро,
                                                                                                                                Сотрясая нутро
                                                                                                                                Тротуаров.

                                                                                                                                 Ленинградское время - 0 часов 0 минут
                                                                                                                                 Ленинградское время -- 0 часов 0 минут

                                                                                                                                 Ленинградское время..."
                                                                                                                                    Бит-квартет "Секрет"



Здравствуйте уважаемые!
Серфингуя по блоггам Живого журнала наткнулся недавно на обсуждение древней темы – какая из станций Московского метро является самой красивой. За последние лет 30 вокруг этого спора сломано уже столько копий, что даже о том, чтобы помыслить в нем участвовать, не стоит и думать (сорри за тавтологию) :-))). Однако это только относитльно московского метро. А как же наш санкт-петербургский (ленинградский) метрополитен? Разве у нас мало красивых станций? Вовсе нет! Давайте, что-ли, уж попробуем разобраться и выявить подземно-наземную красоту :-)
1371813735_1226119608
Это не то, о чем Вы подумали.... Этор просто перевернутая реклама ночного поезда-челнока :-)

На первый взгляд, лидерство среди наиболее красивых станций городского метро однозначно удерживает старейшая из всех линий Кировско-Выборгская, она же Красная, она же Первая. Процентов 70 наверняка посчитают, что самой яркой и запоминающейся по красоте станцией санкт-петербургской подземки является «Автово», а остальные 30 распределятся между другими терминалами этой линии, таких как «Площадь Восстания (кстати, а Вы знаете, что это единственная станция нашего метро, в которой можно разглядеть изображение Сталина. Если посмотреть внимательно на один из 4 барельефов, которые размещены в центральном зале, а именно на «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце», то стоячая фигура сразу за Лениным – это и есть будущий советский генералиссимус. Инфа – 100 % :-)))) или «Площадь Ленина». Так-то оно так, НО….. (вот люблю я всякие НО – с ними жить интереснее)
800px-Санкт-Петербург_Площадь_Восстания_Барельефы_1
Тот самый барельеф со Сталиным

Если верить многочисленным словарям, красота — это некая эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Сиречь, говоря о красоте, вступают в ход больше субъективные причины, неразрывно связанные с отдельновзятым индивидуумом, а вовсе не объективные. Отсюда возникает понимание, что эталоны красоты различны, и зависят от стандартов, задаваемых каждой мыслящей личностью индивидуально. Вот лично для меня красота в архитектуре напрямую связана не только и не сколько с гармоничностью линий, сочетанием цветов и фактур, игрой света/тени и замыслом творца, сколько с оригинальностью, необычностью, уникальностью. Исходя из этого своего *в очередной раз подчеркну субъективного) понимания объектов архитектурного наследия, я представляю Вам свою 5-ку наиболее красивых, на мой взгляд, станций петербургского метрополитена. Естественно, было бы интересно в комментариях прочитать и Ваши варианты.
450px-Санкт-Петербург_Пушкинская_26
Наземный павильон "Пушкинской"

Итак, на 5 позиции у меня одна из самых эстетических и запоминающихся станций городского метро – «Пушкинская». Прекрасен как и наземный павильон станции, выполненный по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой, так и подземные сооружения. На этой станции я себя всегда чувствую как то более гармонично, что ли. Сразу же привлекает внимание статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина, расположенная в конце подземного зала. Можно сказать, что это был самый первый подземный мемориал на территории бывшего СССР, так как до этого под поверхностью, да еще и так глубоко (около 60 метров) памятники не устанавливали.

Не меньше мне лично нравится и панно, за спиной у статуи, изображающее Царскосельский сад. Оно светлое, красивое, яркое. Создателем этого панно является М. А. Энгельке.
800px-Санкт-Петербург_Пушкинская_4
Вот такая вот красота...

Сразу же обращаешь внимание на пол – он выстелен из красного токовского гранита, а по краям облицован волнообразным узором из белого и черного камня. Светильники, конечно же, в глаза бросаются – они в виде бронзовых щитов и копий с хрустальными чащами сверху. Стены станции светло-коричневые мраморные. На потолке и на стене перрона много лепнины. Цвет плитки стены перрона – строгий черно-белый. Очень, лично мне, нравятся люстры над перроном. Большая чаша посредине в окружении 6 более маленьких. Очень красиво.

Пушкинская немного выбивается из всех имеющихся в наличии у нас станций метро, и это неудивительно. Это единственная станция спроектированная ленинградцем по происхождению, но все же, по сути, московским архитектором – Леонидом Поляковым. Интересно также, что его проект в отличие от проектов других станций, был принят вне конкурса.

800px-Санкт-Петербург_Технологический_институт-1_12
"Технологический институт 1"

На 4 позиции у меня станция метро «Технологический институт». Она в любом случае должна была попасть в рейтинг, так как это единственная действующая в городе по системе кроссплатформенного узла, то есть когда пересадка с одной линии на другую, осуществляется переходом на другую сторону той же платформы, а не переходом на другую станцию или платформу. Но, кроме того «Технологический институт 1» еще и красива сама по себе. И это неудивительно. Ведь в наземном вестибюле находится Управления Петербургского метрополитена. Те, кто не проживает в Санкт-Петербурге, но бывал в нашем замечательном городе, наверняка обратили внимание на полукруглое трехэтажное бежевое здание с колоннадой, облицованное гранитом расположенное на углу Московского и Загородного проспектов. Вот это и есть наземный вестибюль станции.

В колонном зале станции белого мрамора расположены барельефа 22 выдающихся русских и советских учёных: И. Фёдоров; М. В. Ломоносов; Н. И. Лобачевский; И.П. Кулибин; Н. И. Пирогов; С. П. Боткин; Н. М. Пржевальский; Н. Н. Миклухо-Маклай; С. В. Ковалевская; П. Н. Яблочков; А. С. Попов; И. М. Сеченов; И. И. Мечников; Д. И. Менделеев; К. А. Тимирязев; Н. Е. Жуковский; В. М. Бехтерев; С. В. Лебедев; И. В. Мичурин; К. Э. Циолковский; А. П. Карпинский; И. П. Павлов.
800px-Санкт-Петербург_Технологический_институт-1_Медальоны_9
Единственная дама в окружении мужчин - С. Ковалевская :-)

Первоначально было 24, но 2 А. Е. Фаворского и А. Н. Крылова сняли и их можно видеть сейчас в музее Метрополитена. Кроме того в центральном пространстве станции расположен так называемый круглый зал, стены которого были украшены медальонами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина. При строительстве перехода на станцию «Технологический институт 1» барельефы Сталина и Энгельса тоже убрали.

Была там еще на переходе между станциями красивая медная схема метрополитена, но потом и он нее избавились, к великому сожалению.
800px-Санкт-Петербург_Адмиралтейская_Вестибюль_16
"Адмиралтейская".

На 3 позиции у меня станция метро «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской (он же Пятая, он же фиолетовая) линии и на это есть несколько причин. Во-первых, в течение 14 лет она была «станцией-призраком» нашего метро, что неизменно привлекало внимание к ней всех, кто проезжал от Садовой на Спортивную и обратно. Во-вторых, Адмиралтейская – самый глубокий в России и один из самых глубоких в мире метротерминалов - его глубина составляет 86 метров. В третьих она имеет промежуточный зал между эскалаторами, а в Санкт-Петербурге подобное можно видеть только на станции «Пролетарская». Ну и наконец, в четвертых - она просто красива.

Ведь на станции мы можем лицезреть и барельефы 6 знаменитых флотоводцев: адмиралов и флотоводцев: Ушакова, Нахимова, Макарова,Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича работы скульпторов В. Д. Свешникова и А. С. Чаркина, и 4 мозаичных панно («Адмиралтейство», «Основание Адмиралтейства», «Нева», «Нептун» ( все - художник А. К. Быстров), и красивый стеклянный витраж с часами. Не будем забывать и о наземном вестибюле, в котором на потолке сделана стилизованная роза ветров.
800px-Санкт-Петербург_Адмиралтейская_10
Кораблик на стене можно разглядеть.

Полы станции вымощены серым и красным гранитом с тремя инкрустациями роз ветров в окаймлении золотистых флотских шевронов. Путевые стены облицованы голубовато-серым (под цвет Балтийского моря) моря. Даже название станции на стенке перрона сделано латунью с изображением одного из символов нашего города – корабликом Адмиралтейства.
Не знаю, как Вам, уважаемые читатели, но лично мне эта станция всегда радует глаз
800px-Санкт-Петербург_Спортивная_Верхний_ярус_5
"Спортивная" Переход на уровень ниже.

Почетное второе место у меня занимает станция «Спортивная». Это первая у нас в стране двухъярусная станция, пусть пока и работающая не на полных оборотах. Мы сейчас не будем говорить о плюсах и минусах этой конструкции, хотя плюсов существенно больше. Мы скажем лишь об ее уникальности. Она действительно одна такая, причем не только в России, но и вообще на всей территории бывшего Советского Союза.

Внутреннее убранство станции сделано в спортивном стиле – нижний уровень украшен мозаиками в античном стиле, изображающая бегунов, над путями верхней станций светильники имитируют олимпийские факелы. Кроме того, в глухой торцевой стене верхнего яруса станции расположен текст «Оды Спорту» Пьера де Кубертена.
800px-Санкт-Петербург_Спортивная_Нижний_ярус_8
Мозаика на нижнем уровне

Путевые стены верхнего яруса и колонны нижнего облицованы белым мрамором, путевые стены нижнего — красным мрамором и украшены мозаиками в античном стиле с названием станции, выполненном из анодированного металла. Пол облицован белым гранитом. Обращает внимание большое мозаичное панно «Олимпийский огонь» вестибюля, в котором и боги и атлеты изображены в первозданном естестве, а также там же в вестибюле можно видеть медальоны в античной тематике с изображением различных видов спорта.

Определенно с точки зрения эстетики это отнюдь не самая красивая станция городского метрополитена, однако ее уникальность обусловила ей в моем скромном рейтинге столь высокое место.
800px-Санкт-Петербург_Парк_Победы_13
Вот такой вот "Парк Победы"

Ну а первое место занимает…. «Парк Победы». Да-да, уважаемые, и не удивляйтесь. Все дело в том, что эта станция представляет собой так называемую «станцию закрытого типа» или по-другому «горизонтальный лифт». То есть на ней отсутствуют боковые посадочные платформы, а по обеим сторонам центрального зала находятся проёмы, закрытые станционными дверями, отделяющими от зала тоннели, где останавливаются прибывающие поезда. Нигде в мире (!) станций подобного типа больше нет, а нас же их целых 10. Просто я считаю «Парк Победы» самой красивой. Она была бы еще красивее, если бы был реализован первоначальной план сделать двери «горизонтального лифта» не полностью металлическими как сейчас, а наполовину из крепкого матового стекла. Но по разным причинам от этого плана отказались. Кстати, некоторые двери на станции остались с тех времен и на них можно разглядеть, каким именно способом должно было крепиться стекло.

Мне очень нравятся на этой станции светильники – они сделаны в виде лавровых венков. Красные треугольники на полу платформы имитируют победоносные знамёна, а на глухой торцевой стене — год открытия и название станции. В обще то и все изыски.
800px-Санкт-Петербург_Парк_Победы_12
Если внимательно присмотреться к дверям, то..... :-)

Еще надо отметить, что на перегоне между Московской и Парком победы можно в окно наблюдать встречный поезд (немного у нас таких перегонов), а также еще то, что этот перегон, единственный во всем нашем метрополитене, который приходилось прокладывать с помощью взрывчатки.
Вот и все, что я хотел сообщить Вам, мои уважаемые читатели. Жду Ваших отзывов, и, конечно же, вариантов самых красивых на Ваш взгляд станций городского метро.
Хорошего времени суток!
При написании данного поста я использовал фото http://wiki.nashtransport.ru/
Так вот как выглядит ночной поезд, оказывается:)))
За Парк Победы не соглашусь, а остальные очень красивые!
Балтийская очень хороша, на мой взгляд.
точно лучше и Техноложки и Парка Победы.
Балтийская неплоха. Вполне соглашусь. Спокойная такая, интересная :-)
А у меня явных любимцев нету... Но теплыми словами хочу отметить несколько новых и очень новых станций - "Крестовский Остров", "Спасская" и "Обводный канал". Первую - за мозаики с городскими реками и арки, под землей и в здании вестибюля. Вторую - за таблицу с зодчими Петербурга и манящие массивные двери (интересно, что за ними?), а так же за напоминание о великолепном Успенском соборе, раньше располагавшемся на Сенной площади. Третью - за зеркальный мрамор и огромное панно с историческими моментами обводного канала.
Из новых Обводный канал очень нравится. А из старых даже не знаю, может Достоевская.
Достоевская? Хммм...почему? :-)) Обводный удачно так вмонтировал старые фото, интересно получилось :-)
Метро
Спасибо за фото без людей мы были этим летом в СпБ Впечатлило метро особенно Адмиралтейская И Пушкинская
Re: Метро
Вам спасибо за отклик! Приезжайте еще - будем рады! :-)
Вот что сделала Советская власть и электрификация Ленинграда.
Хыыы... Сиречь метро - это модернизированная лампочка Ильича по доведенному до конца плану ГОЭЛРО? :-)))
Игорёша, дружище, поправь ""Технологический институт 2"" -- это первая Техноложка, 1955 г.в. Вторая у нас пилонник же)
Спасибо что подправил :-) Я то дурачина думал, что Техноложка-1 по названию Ветки :-)))
Ты почти профи, и как тебе текст - не очень ужасно?
Спасибо, интересно было читать и фотографии смотреть. Я не очень хорошо пока знаю станции, но мне еще Лесная нравится (люблю зеленый).
:-)))) мне вот тоже в детстве она нравилась из-за своего цвета :-)))) как впрочем и Площадь Мира (ныне Сенная) из-за голубого цвета кафеля на стенах (теперь его уже и нет) :-)
спасибо. интересно!
люблю про метро читать)
Всегда рад. Советую своего хорошего френда http://samiznaetekto.livejournal.com/ у него много есть интересных материалов и даже собственный сайт о метро
Камрад, ты в числе призеров! Так что 25-го получаешь награду!!!! Ждите пост с деталями и подробностями.
Мой топ:
1. Новокрестовская и Автово
2. Проспект Славы
3. Площадь Восстания
4. Звенигородская
5. Пушкинская
6. Спасская
7. Нарвская
8. Технологический институт
9. Адмиралтейская
10. Площадь Александра Невского
11. Обводный канал
12. Кировский завод
13. Спортивная
14. Парнас (витражи)
15. Театральная