id77 (id77) wrote in blogomarathon,
id77
id77
blogomarathon

Category:

Самые красивые станции санкт-петербургского метрополитена.

                                                                                                                              "Ленинградская ночь застыла в фазе луны,
                                                                                                                                И с вечерней смены едет гордость нашей страны,
                                                                                                                                Их везет домой метро,
                                                                                                                                Сотрясая нутро
                                                                                                                                Тротуаров.

                                                                                                                                 Ленинградское время - 0 часов 0 минут
                                                                                                                                 Ленинградское время -- 0 часов 0 минут

                                                                                                                                 Ленинградское время..."
                                                                                                                                    Бит-квартет "Секрет"



Здравствуйте уважаемые!
Серфингуя по блоггам Живого журнала наткнулся недавно на обсуждение древней темы – какая из станций Московского метро является самой красивой. За последние лет 30 вокруг этого спора сломано уже столько копий, что даже о том, чтобы помыслить в нем участвовать, не стоит и думать (сорри за тавтологию) :-))). Однако это только относитльно московского метро. А как же наш санкт-петербургский (ленинградский) метрополитен? Разве у нас мало красивых станций? Вовсе нет! Давайте, что-ли, уж попробуем разобраться и выявить подземно-наземную красоту :-)
1371813735_1226119608
Это не то, о чем Вы подумали.... Этор просто перевернутая реклама ночного поезда-челнока :-)

На первый взгляд, лидерство среди наиболее красивых станций городского метро однозначно удерживает старейшая из всех линий Кировско-Выборгская, она же Красная, она же Первая. Процентов 70 наверняка посчитают, что самой яркой и запоминающейся по красоте станцией санкт-петербургской подземки является «Автово», а остальные 30 распределятся между другими терминалами этой линии, таких как «Площадь Восстания (кстати, а Вы знаете, что это единственная станция нашего метро, в которой можно разглядеть изображение Сталина. Если посмотреть внимательно на один из 4 барельефов, которые размещены в центральном зале, а именно на «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце», то стоячая фигура сразу за Лениным – это и есть будущий советский генералиссимус. Инфа – 100 % :-)))) или «Площадь Ленина». Так-то оно так, НО….. (вот люблю я всякие НО – с ними жить интереснее)
800px-Санкт-Петербург_Площадь_Восстания_Барельефы_1
Тот самый барельеф со Сталиным

Если верить многочисленным словарям, красота — это некая эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Сиречь, говоря о красоте, вступают в ход больше субъективные причины, неразрывно связанные с отдельновзятым индивидуумом, а вовсе не объективные. Отсюда возникает понимание, что эталоны красоты различны, и зависят от стандартов, задаваемых каждой мыслящей личностью индивидуально. Вот лично для меня красота в архитектуре напрямую связана не только и не сколько с гармоничностью линий, сочетанием цветов и фактур, игрой света/тени и замыслом творца, сколько с оригинальностью, необычностью, уникальностью. Исходя из этого своего *в очередной раз подчеркну субъективного) понимания объектов архитектурного наследия, я представляю Вам свою 5-ку наиболее красивых, на мой взгляд, станций петербургского метрополитена. Естественно, было бы интересно в комментариях прочитать и Ваши варианты.
450px-Санкт-Петербург_Пушкинская_26
Наземный павильон "Пушкинской"

Итак, на 5 позиции у меня одна из самых эстетических и запоминающихся станций городского метро – «Пушкинская». Прекрасен как и наземный павильон станции, выполненный по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой, так и подземные сооружения. На этой станции я себя всегда чувствую как то более гармонично, что ли. Сразу же привлекает внимание статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина, расположенная в конце подземного зала. Можно сказать, что это был самый первый подземный мемориал на территории бывшего СССР, так как до этого под поверхностью, да еще и так глубоко (около 60 метров) памятники не устанавливали.

Не меньше мне лично нравится и панно, за спиной у статуи, изображающее Царскосельский сад. Оно светлое, красивое, яркое. Создателем этого панно является М. А. Энгельке.
800px-Санкт-Петербург_Пушкинская_4
Вот такая вот красота...

Сразу же обращаешь внимание на пол – он выстелен из красного токовского гранита, а по краям облицован волнообразным узором из белого и черного камня. Светильники, конечно же, в глаза бросаются – они в виде бронзовых щитов и копий с хрустальными чащами сверху. Стены станции светло-коричневые мраморные. На потолке и на стене перрона много лепнины. Цвет плитки стены перрона – строгий черно-белый. Очень, лично мне, нравятся люстры над перроном. Большая чаша посредине в окружении 6 более маленьких. Очень красиво.

Пушкинская немного выбивается из всех имеющихся в наличии у нас станций метро, и это неудивительно. Это единственная станция спроектированная ленинградцем по происхождению, но все же, по сути, московским архитектором – Леонидом Поляковым. Интересно также, что его проект в отличие от проектов других станций, был принят вне конкурса.

800px-Санкт-Петербург_Технологический_институт-1_12
"Технологический институт 1"

На 4 позиции у меня станция метро «Технологический институт». Она в любом случае должна была попасть в рейтинг, так как это единственная действующая в городе по системе кроссплатформенного узла, то есть когда пересадка с одной линии на другую, осуществляется переходом на другую сторону той же платформы, а не переходом на другую станцию или платформу. Но, кроме того «Технологический институт 1» еще и красива сама по себе. И это неудивительно. Ведь в наземном вестибюле находится Управления Петербургского метрополитена. Те, кто не проживает в Санкт-Петербурге, но бывал в нашем замечательном городе, наверняка обратили внимание на полукруглое трехэтажное бежевое здание с колоннадой, облицованное гранитом расположенное на углу Московского и Загородного проспектов. Вот это и есть наземный вестибюль станции.

В колонном зале станции белого мрамора расположены барельефа 22 выдающихся русских и советских учёных: И. Фёдоров; М. В. Ломоносов; Н. И. Лобачевский; И.П. Кулибин; Н. И. Пирогов; С. П. Боткин; Н. М. Пржевальский; Н. Н. Миклухо-Маклай; С. В. Ковалевская; П. Н. Яблочков; А. С. Попов; И. М. Сеченов; И. И. Мечников; Д. И. Менделеев; К. А. Тимирязев; Н. Е. Жуковский; В. М. Бехтерев; С. В. Лебедев; И. В. Мичурин; К. Э. Циолковский; А. П. Карпинский; И. П. Павлов.
800px-Санкт-Петербург_Технологический_институт-1_Медальоны_9
Единственная дама в окружении мужчин - С. Ковалевская :-)

Первоначально было 24, но 2 А. Е. Фаворского и А. Н. Крылова сняли и их можно видеть сейчас в музее Метрополитена. Кроме того в центральном пространстве станции расположен так называемый круглый зал, стены которого были украшены медальонами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина. При строительстве перехода на станцию «Технологический институт 1» барельефы Сталина и Энгельса тоже убрали.

Была там еще на переходе между станциями красивая медная схема метрополитена, но потом и он нее избавились, к великому сожалению.
800px-Санкт-Петербург_Адмиралтейская_Вестибюль_16
"Адмиралтейская".

На 3 позиции у меня станция метро «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской (он же Пятая, он же фиолетовая) линии и на это есть несколько причин. Во-первых, в течение 14 лет она была «станцией-призраком» нашего метро, что неизменно привлекало внимание к ней всех, кто проезжал от Садовой на Спортивную и обратно. Во-вторых, Адмиралтейская – самый глубокий в России и один из самых глубоких в мире метротерминалов - его глубина составляет 86 метров. В третьих она имеет промежуточный зал между эскалаторами, а в Санкт-Петербурге подобное можно видеть только на станции «Пролетарская». Ну и наконец, в четвертых - она просто красива.

Ведь на станции мы можем лицезреть и барельефы 6 знаменитых флотоводцев: адмиралов и флотоводцев: Ушакова, Нахимова, Макарова,Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича работы скульпторов В. Д. Свешникова и А. С. Чаркина, и 4 мозаичных панно («Адмиралтейство», «Основание Адмиралтейства», «Нева», «Нептун» ( все - художник А. К. Быстров), и красивый стеклянный витраж с часами. Не будем забывать и о наземном вестибюле, в котором на потолке сделана стилизованная роза ветров.
800px-Санкт-Петербург_Адмиралтейская_10
Кораблик на стене можно разглядеть.

Полы станции вымощены серым и красным гранитом с тремя инкрустациями роз ветров в окаймлении золотистых флотских шевронов. Путевые стены облицованы голубовато-серым (под цвет Балтийского моря) моря. Даже название станции на стенке перрона сделано латунью с изображением одного из символов нашего города – корабликом Адмиралтейства.
Не знаю, как Вам, уважаемые читатели, но лично мне эта станция всегда радует глаз
800px-Санкт-Петербург_Спортивная_Верхний_ярус_5
"Спортивная" Переход на уровень ниже.

Почетное второе место у меня занимает станция «Спортивная». Это первая у нас в стране двухъярусная станция, пусть пока и работающая не на полных оборотах. Мы сейчас не будем говорить о плюсах и минусах этой конструкции, хотя плюсов существенно больше. Мы скажем лишь об ее уникальности. Она действительно одна такая, причем не только в России, но и вообще на всей территории бывшего Советского Союза.

Внутреннее убранство станции сделано в спортивном стиле – нижний уровень украшен мозаиками в античном стиле, изображающая бегунов, над путями верхней станций светильники имитируют олимпийские факелы. Кроме того, в глухой торцевой стене верхнего яруса станции расположен текст «Оды Спорту» Пьера де Кубертена.
800px-Санкт-Петербург_Спортивная_Нижний_ярус_8
Мозаика на нижнем уровне

Путевые стены верхнего яруса и колонны нижнего облицованы белым мрамором, путевые стены нижнего — красным мрамором и украшены мозаиками в античном стиле с названием станции, выполненном из анодированного металла. Пол облицован белым гранитом. Обращает внимание большое мозаичное панно «Олимпийский огонь» вестибюля, в котором и боги и атлеты изображены в первозданном естестве, а также там же в вестибюле можно видеть медальоны в античной тематике с изображением различных видов спорта.

Определенно с точки зрения эстетики это отнюдь не самая красивая станция городского метрополитена, однако ее уникальность обусловила ей в моем скромном рейтинге столь высокое место.
800px-Санкт-Петербург_Парк_Победы_13
Вот такой вот "Парк Победы"

Ну а первое место занимает…. «Парк Победы». Да-да, уважаемые, и не удивляйтесь. Все дело в том, что эта станция представляет собой так называемую «станцию закрытого типа» или по-другому «горизонтальный лифт». То есть на ней отсутствуют боковые посадочные платформы, а по обеим сторонам центрального зала находятся проёмы, закрытые станционными дверями, отделяющими от зала тоннели, где останавливаются прибывающие поезда. Нигде в мире (!) станций подобного типа больше нет, а нас же их целых 10. Просто я считаю «Парк Победы» самой красивой. Она была бы еще красивее, если бы был реализован первоначальной план сделать двери «горизонтального лифта» не полностью металлическими как сейчас, а наполовину из крепкого матового стекла. Но по разным причинам от этого плана отказались. Кстати, некоторые двери на станции остались с тех времен и на них можно разглядеть, каким именно способом должно было крепиться стекло.

Мне очень нравятся на этой станции светильники – они сделаны в виде лавровых венков. Красные треугольники на полу платформы имитируют победоносные знамёна, а на глухой торцевой стене — год открытия и название станции. В обще то и все изыски.
800px-Санкт-Петербург_Парк_Победы_12
Если внимательно присмотреться к дверям, то..... :-)

Еще надо отметить, что на перегоне между Московской и Парком победы можно в окно наблюдать встречный поезд (немного у нас таких перегонов), а также еще то, что этот перегон, единственный во всем нашем метрополитене, который приходилось прокладывать с помощью взрывчатки.
Вот и все, что я хотел сообщить Вам, мои уважаемые читатели. Жду Ваших отзывов, и, конечно же, вариантов самых красивых на Ваш взгляд станций городского метро.
Хорошего времени суток!
При написании данного поста я использовал фото http://wiki.nashtransport.ru/
Tags: Конкурсные работы, Метро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments