На Канонерский без подземки

"-Канонерский остров? А это вообще где?" - примерно так бы я отреагировал на упоминание данного топонима несколько лет назад.
Так получилось, что ни разу не было необходимости ездить в те края, скорее всего потому, что почти ничего интересного для среднестатистического жителя Петербурга там нет. Но об этом чуть позже. Первый раз остров привлек мое внимание то ли новостью, то ли постом в ЖЖ, там он упоминался в контексте немногих мест Петербурга, в которых есть автомобильные тоннели. Причем тоннель там появился только в 1983 году, до этого на остров можно было попасть только на пароме или катере. Пару раз остров попадался на глаза, как точка на карте, через которую будет проходить трасса Западного Скоростного Диаметра. А по-настоящему он меня заинтересовал, когда путешествовал на пароме в Хельсинки. Корабль отходит от Морского вокзала и почти сразу попадает в Санкт-Петербургский Морской канал. Справа оказывается Канонерский остров, слева - Гутуевский. Очень выделяется среди типичных построек того района (железнодорожные ветки, верфи и корабли на ремонте, портовые склады и краны) небольшой жилой район. Удивление через некоторое время сменилось стойким желанием посетить этот необычный район, а сообщество blogomarathon дало для этого отличный повод.
Повод появился, а как же добираться до острова? Принципиально решил не пользоваться помощью метро, чтобы побольше увидеть в пути, а заодно и узнать насколько реально куда-нибудь попасть, если, не дай Бог, подземка выйдет из строя. Нужные маршруты взял у портала, хоть и пришлось с ним побороться - он все время норовил подсунуть мне автобусы "2М" и "5М", дублирующие ночью метро. Итак, выдвигаемся!

  1. Кот-помойныш по пути на остановку смотрит взглядом, полным скептицизма,  и как бы говорит  "Ну куда тебя понесло? Вернулся б домой, пожрать бы мне принес лучше".

  2. Не поддаемся на уговоры попрошайки, садимся в подъехавший 47-й трамвай, который подкинет нас до метро "Пионерская".

  3. Встречаем по пути коллегу-близнеца, это, как и у нас, вагон ЛВС-86. Трамваи этого типа, как можно догадаться из названия, работают в Петербурге уже более 20 лет. Кстати, на данный момент в Петербурге эксплуатируется чуть меньше четырех сотен таких вагонов, это около половины действующего трамвайного парка города.

  4. Вход в метро "Комендантский проспект". Почти все здания на фотографии построены после 2000 года. Район за последнее время очень сильно изменился, по мне так в лучшую сторону. Самое время привести в соответствующее ему состояние трамвайную инфраструктуру, а то вагон качает сильно, снимать неудобно :-).

  5.Едем дальше. Достопримечательность района, граффити по мотивам Лукоморья.

  6. Наследие Советской эпохи, мрачное здание "Ленгидропроекта". В детстве я очень гордился своим соседством с "небоскребом".

  7. Прибыли на "Пионерскую"! Так и недостроенному кинотеатру "Русь", еще одному артефакту советских времен, повезло меньше, на заднем плане  по его останкам ездит экскаватор.

  8. Переходим Богатырский проспект, идем к остановке 79-го автобуса. Из-за сквера виднеется еще один символ Ленинграда - телебашня. Её сносить пока не собираются :-).

  9. А вот и наш автобус китайского производства...

 10. Пролетаем по Коломяжскому путепроводу мимо, казалось бы, обычного городского сквера. Однако здесь чуть меньше 200 лет назад история совершила один из своих неожиданных поворотов - на этом самом месте состоялась трагическая дуэль А. С. Пушкина.

  11. Плотное движение по Новосибирской улице. Характерные пятиэтажки-хрущевки без труда подскажут примерное время застройки района. Вряд ли тогда проектировщики даже примерно представляли сегодняшнее количество автомоблей.

  12. Выходим из автобуса... Сюрприз! "Третий парк" потихоньку меняет китайского производителя на почти родного беларуского. Яркая раскраска за последние годы создала четкую ассоциацию с "китайцами" и поэтому ввела меня в заблуждение.

  13. Идем к следующей остановке мимо метро "Черная речка" (в центре). На заднем плане - Военно-морская академия им. Кузнецова, на переднем - непонятное страшное здание . Почему-то всегда думал, что этого уродца пострили в 90-е, решил точно узнать. Оказывается это дача княгини Салтыковой, она тут почти 160 лет стоит. Во всем виновата неудачная реконструкция?

  14. От "Черной речки" до Летнего сада нас довезет 46-й маршрут.

  15. 46А нам не подходит, он только до "Горьковской". Да и в такую развалюху садиться тоже не очень хочется, особенно после новенького МАЗа.

  16. За 15 минут нужный автобус так и не появился. Не беда, от "Горьковской" до Летнего сада минут 20 пешком, не больше.

  17. Дача Громова и телебашня за ветками Лопухинского сада.

  18. Любуемся архитектурой начала ХХ века.

  19. "Дом с башнями", одно из моих любимых зданий в Петербурге. Построен так же в начале ХХ века. Дом по тем временам был суперэлитным, в нем было большинство бытовых новинок того времени - газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы и даже гараж во дворе дома. Сейчас в здании находится театр.

  20. Традиционная весенняя уборка.

  21. "Горьковская". Популярность станции возросла из-за закрытия соседней "Петроградской" на капитальный ремонт. "Горьковскую" тоже не так давно перестраивали, новый вестибюль стал похож на летающую тарелку :-).

  22. Памятник "Стерегущему". Моряки во время Русско-Японской войны затопили свой корабль, чтобы не сдавать его врагу. Раньше это был так же и фонтан, но вода разрушала основание памятника, и эксперименты с жидкостями прекратили.

  23. Еще одно прекрасное здание - Соборная мечеть. Раньше единственная в Петербурге, сейчас точно есть еще одна в Приморском районе, и кажется еще одна то ли строится, то ли уже открылась где-то на юге города.

  24. В представлении не нуждается :-).

  25. А Троицкий мост, тем временем, плотно забит автомобилями. Поехал бы на автобусе - тошнил бы вместе с ними.

  26. Храм Спаса на Крови с Марсова поля. Пейзаж на открытку.

  27. Выходим на Садовую. Знак трамвая ввел меня в ступор, сам новенький, а вот трамваев тут последние несколько лет ни разу не видел. Может быть, подготовка к продолжению 3-го маршрута?

  28. Остановка у пересечения Садовой и Инженерной улиц. Тут знак еще не успели отмыть.

  29. Скучаем вместе с тётенькой на остановке. Тротуар узкий, видимо поэтому нет ни скамейки, ни павильона.

  30. Прокатимся на нём до Сенной площади. Кстати, новые модели ЛиАЗов, по-моему, самые удобные автобусы в Петербурге.

  31. А вот и промежуточная цель поездки - частично восстановленный 3-й трамваный маршрут с новеньким трамваями. Сейчас, если не путаю, на маршруте работают 3 беларуских вагона БКМ-843 (на фото, застали его на "развороте") и 1 российский КТМ-31.

  32. Новые трамваи пользуются большей популярностью, чем маршрутки, даже несмотря на то, что последние снизили цену до 20 рублей.

  33. В салоне. Кто-то читает, кто-то тупит в телефон, большинство философствует, глядя в окно.

  34. Выпрыгиваем из трамвая на предпоследней остановке, делаем фото на прощание на фоне Адмиралтейских верфей.

  35. Конец Садовой улицы. В кадре снова 3-й трамвай, упомянутый выше вагон отечественного производителя КТМ-31.

  36. Нам снова нужен 49-й...

  37. Пока ждем, мимо проезжает учебный трамвай. Раньше не замечал таких на улицах города.

  38. Случайный автопортрет.

  39. И снова архитектура ХХ века, кинотеатр "Москва", построенный в 1939 году. Сейчас "заброшен" :-(.

  40. Хмурые набережные Обводного канала.

  41. Мрачный вид окрестностей канала обусловлен большим количеством заводов и мануфактур, а так же рабочих кварталов,  появившихся рядом с каналом в XIX веке. По каналу было удобно доставлять сырье и забирать готовый товар, так же можно было использовать воду для промышленных нужд.

  42. 49-й автобус, уходящий в сторону Двинской улицы и Гутуевской церкви. А нам осталась последняя пересадка, на 66-й или 67-й маршрут.

  43. Гутуевский остров, Двинская улица, местные жители.

  44. Въезд в тоннель! Под землей заснять особо ничего не удалось. Тоннель чисто автомобильный, проехать на велосипеде или пройти пешком там теоретически можно, но очень опасно.

  45. Симпатичная пассажирка.

  46. Приехали! Посмотрим, что же есть в окрестностях.

  47. Совсем рядом - Белый остров и расположенная на нем Центральная станция аэрации - самый мощный комплекс по очистке сточных вод в Петербурге.

  48. Печально, что, похоже, никто никогда не задумывался сделать здесь зону отдыха, магнит для туристов и местных жителей. Отсюда прекраснейший вид на залив! Могло бы получится что-то похожее на район Рокэвей в Нью-Йорке.

  49. Пойдем дальше по острову. Почти сразу - здание Балтийской таможни, бывшее общежитие.

  50. Вопреки ожиданиям, жилые кварталы оказались весьма уютными и ухоженными, особенно более старый район с хрущевками.

  51. Однако, стоит отойти от домов, и благоустроенная территория очень быстро заканчивается.

  52. Труба недостроенной котельной. Скорее всего, ее тоже скоро снесут, как уже снесли остальные постройки рядом. Прямо через нее будет проходить ЗСД. Некоторое время назад активно использовалась экстремалами всех мастей, сейчас это сделать намного сложнее, часть лестницы спилили, да и строители на площадке постоянно.

  53. Дома поновее. Как-то слышал, что на Канонерском острове есть жилой дом с уникальной планировкой - трехэтажными квартирами. Кажется, прихожая и санузел на первом этаже, на втором - кухня, а на третьем - жилая комната. И как дурак ходишь весь день по лестницам :-). К сожалению, не смог найти подробностей, может кто-то сможет рассказать?

  54. Работа кипит. Вид на соседний остров и порт.

  55. То же, только в другом направлении.

  56. Путиловская набережная.

  57. В этом месте можно выйти к заливу. Мне, почему-то, не захотелось.

  58. Возвращаемся обратно. Несмотря на остатки льда, по каналу шло активное морское движение. "Финляндия" уходит от нас!

  59. Пляж. Отдыхать на таком совсем не хочется, сомневаюсь, что летом он намного ухоженнее.

  60. Возвращаемся на остановку, окидываем взглядом на прощание строения острова. На переднем плане - необычное здание школы, а за ней притаился бассейн с романтичным названием "Прибой".

  61. Садимся в 67-й...

  62. Очень быстро попадаем на набережную Обводного канала. На фото - прядильная фабрика "Веретено".

  63. Выходим на конечной, спускаемся в метро. Обратно решил поехать уже традиционным для современного Петербурга способом.

  Спасибо за внимание!


и это прекрасно! огромное спасибо за хорошую работу!
так и не увидели Канары
очень жаль, что не дошел до истинной прелести Канонерки. От того забора с надписью "залив" можно пройти слева по сухой тропе и выйти на мыс, который уходит в залив на 2 км. Там есть места полностью заросшие деревьями, красивые поляны, узкие гребни шириной в тропинку.
http://youtu.be/XHCRomhdhLw
Re: так и не увидели Канары
Спасибо, знаю. К сожалению, пока не сезон, летом обязательно туда смотаюсь.
сколько времени занял путь со столькими пересадками?
на 26 картинке не видно Исаакиевского собора
Часа два с небольшим. Что приятно, нигде транспорта не ждал больше 10 минут, хотя ехал в середине дня, когда вроде меньше техники на маршрутах. Исключение - 46-й автобус, который так и не приехал)

Ошибку поправил.
отличный репортаж. вы молодец.
совершенно знакомая дорога, здания, истории. тем более приятно.

порадовала история про трёхэтажные квартиры. вот про это я слышал первый раз.
Спасибо. С квартирами этими мистика какая-то - точно про них где-то слышал, а вот на тему ничего не могу найти, одни объявления о продаже)))
Погоди, на велике на остров попасть через тоннель совсем никак? А в тоннеле есть пешеходная дорожка?
Да можно все, только очень рисково, движение хоть и нечастое, но на ограничение в 20 км/ч почти все забивают.
Как-то так он выглядит, я б не пошел.
Благодарю!
Спасибо Вам большое!Всё замечательно)но особенно кот!Удачи и всего самого доброго!
Домов с такими 3уровневыми квартирами есть в Питере.Да один стоит на Канонерке,в другом бывал не раз на ул.Тухачевского 31.Типичный вариант малосемейки.В центре холл и лифты.На каждом этаже по 4 двухкомнатн.кв. и остальные 1 комнт.Расположены ,первые по одной кв от лифтов двушки и дальше 1 комнт.Торцевые также двушки.Моё мнение.Дрянь полная.Сквозняки,да и свалиться легче лёгкого.Ванная относительно большая.Комната метров 18,у всех лоджияКухня узкая и в длинну.Плита эл. 3 конф.
Трёхуровневая малосемейка? У меня разрыв шаблона. Как это так?

О, там мой дом чуть правее. А на этой фотке слева зацепили мелкое, но очень примечательное здание - это бывший Отдел Кадров Ленинградского Торгового Порта. А напротив, через дорогу - ЛИВТ, Ленинградский Институт Водного Транспорта.
а, кстати, на этой же фотке - дальний план правее, высокие здания - это общаги, одна из которых обвалилась лет 10 назад и было много шума.
Спасибо за пояснения! Можете фото выше вставить меньшим размером (<600), в комментах криво смотрится.
Ольга Прокопенко (Сичкарь)
В кинотеатре "Москва" впервые смотрела фильм "Унесенные ветром". Год 1988. А в отделе кадров Порта получала временный пропуск (командировка по работе).
Вспомнила студенческие годы.
Благодарю.
к вопросу о домике:
Как-то слышал, что на Канонерском острове есть жилой дом с уникальной планировкой - трехэтажными квартирами. Кажется, прихожая и санузел на первом этаже, на втором - кухня, а на третьем - жилая комната. И как дурак ходишь весь день по лестницам :-). К сожалению, не смог найти подробностей, может кто-то сможет рассказать?
Он заснят под номером 51, крайне левый. Адрес - Канонерский остров 8, ссылка http://maps.yandex.ru/-/CVVfAEPa. Изначально планировался кажется как гостиница плавсостава, планировка там действительно "оригинальная", некоторые квартиры от прихожей спускаются на 2 уровня вниз (первый - в сторону комнаты с балконом, второй = кухни, сторона с вашим фото), иные имеют уровни "вниз и вверх", а некоторые на два уровня вверх. Пролеты между "этажами" с коридорами огромные, а сами коридоры имеют по одной стороне окошки на улицу, а по другой ряд дверей, сильно напоминающий тюремные камеры.
Re: к вопросу о домике:
Ага, мы уже нашли его брата-близнеца чуть выше в комментах, на Маршала Тухачевского.
Спасибо за пояснение.
домик
Каких только сказок не расскажут!!!!!Это я про чудо-домик!!!!Что написано,везде что-то не то!!!3 уровня,да,но не так,как описывают тут!Заходишь-прихожая,спускаешься(поднимаешься)по лестнице-комната(ы),лоджия,санузел,ещё спускаешься(поднимаешься)-кухня.Нормальные квартиры,и не надо бегать "как дурак"!!!!!А на этаже не 4,а 8 2-х комнатных кв.,а на последнем этаже через одну.И жить тут классно-до центра 15 минут ехать,рядом пляж,тихий,спокойный район,много плюсов!!!